Тема: воспитание ответственного отношения к учениюОдна из главных забот родителей — это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и для будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, от того, как они организовали подготовку ребёнка к школе, дали нужный настрой с первых дней учёбы. С раннего детства семья должна развивать познавательный интерес ребёнка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всём, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы. Очень рано в жизнь ребёнка приходит книга. Любовь к книге прививает, прежде всего, семья: это чтение сказок, походы в детскую библиотеку, покупка книг в магазине, объяснение картинок и т.д. Психологическую подготовку к школе также ведут родители, объясняют детям, что их ждут новые обязанности, новые требования к дисциплине, к режиму дня. Родители воспитывают у детей качества, необходимые для успешной учёбы: аккуратность, внимание, волю, коллективизм, любознательность, настойчивость; развивают память, правдивость и честность, прилежание, трудолюбие. Оформляют уголок ребёнка, закаливают его физически, приучают к дисциплине и порядку. Учение — это важнейшая обязанность детей. Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня, к рассказу ребёнка о том, что происходило в классе, что объясняли учителя на уроках, что задали на дом, как оценили работу ученика. Во время таких бесед родители видят, какие предметы хорошо усваиваются, а какие вызывают трудности у их ребёнка, и могут вместе с учителями найти выход и помочь ему. Родители видят, как дети относятся к учению. Детская лень, неисполнительность и необязательность сразу же бросаются в глаза, и если вовремя не обратить внимания на систематические недоделки при выполнении домашних заданий, это может привести к отставанию и даже к второгодничеству. Родители должны заметить ослабление активности ребёнка в учёбе и вовремя помочь ему. Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Работе (делу) — время, потехе — час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребёнок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т.д., а уроки оставлять на потом. Иногда ребёнок нуждается не только в контроле, но и в помощи по выполнению домашнего задания. Родители должны показать практические приёмы его выполнения: разобрать с ребёнком условие задачи или упражнения, помочь в работе над картой, подсказать, как выучить стихотворение, подбодрить ученика, укрепить его веру в свои силы, послушать его пересказ текста учебника, помочь найти ответы на вопросы. Такая работа не проходит даром, и в конечном итоге ребёнок овладевает навыками учебного труда. Иногда учение даётся слишком легко. Тогда у детей появляется поверхностное отношение к урокам, они не прилагают к их выполнению достаточно усилий. Важно вовремя подметить такие явления и вырабатывать у школьника трудолюбие. Нельзя допускать, чтобы ученик выполнял задание только «от» и «до». Надо побуждать его расширять свои знания, искать ответы не только в учебнике, но и в другой литературе: справочниках, энциклопедиях, журналах и т.д. Часто родители заставляют ученика переписывать заново работу, выполненную небрежно. Это крайне редко надо делать: только в том случае, если вы видите здесь «злой умысел» скорее бежать гулять. Но часто небрежность — это результат утомляемости, и не надо за это наказывать: кроме того, переписывание может развить безответственное отношение к делу: «Подумаешь! Напишу плохо, возьму и переделаю!». Пусть небрежная работа будет оценена более низкой оценкой. Это подтолкнёт ученика впредь стараться писать аккуратно. Великая организующая сила — режим дня, правильное чередование занятий, труда, спорта, домашнего чтения и т.д. Ребёнку также необходимы нормальные условия для занятий. Он должен иметь своё рабочее место, где может готовить уроки, читать без помех, где на полке есть его учебники и письменные принадлежности. Кроме того, ученика не следует освобождать от обязанностей по самообслуживанию и труду в доме. Этому тоже должно быть время в режиме дня. Младшие школьники должны заниматься дома уроками 1,5-2 часа, старшие — от 2 до 3 часов в день. Время приготовления уроков для тех, кто учится в первую смену, — от 16 до 19 часов, для тех, кто учится во вторую, — с 9 до 12 часов. Свободное от учебных занятий время — это время для чтения, спорта, музыки, конструирования, рисования, помощи семье, общественно-полезных дел. Старшие школьники могут работать в саду, огороде, ухаживать за домашними животными. В режиме дня есть время для утреннего и вечернего туалета, для закаливания организма. Сразу же после подъёма дети должны делать зарядку, принимать душ или обливаться водой комнатной температуры, мыть лицо и руки, уши, шею, чистить зубы. Перед сном личная гигиена повторяется. Спать ребёнок должен ложиться в одно и то же время. Этот порядок должен стать привычным и не нарушаться. Уголок ребёнка: он расположен поближе к свету и солнцу. Здесь его игрушки, книги, учебники, тетради. Здесь должен быть стол, стул, полки или этажерка, всё по росту ребёнка, чтобы было удобно сидеть, не сутулиться. Можно повесить цветные репродукции: пейзажи, натюрморты, изображения животных. Здесь же могут быть аквариум с рыбками, комнатные растения, за которыми ухаживает сам ученик. Всё это воспитывает любовь к природе, наблюдательность, хороший эстетический вкус, трудовые навыки. Необходимо приучить ребёнка следить за чистотой своего стола, убирать учебники, не раскладывать лишние предметы и т.д. Аккуратность — это черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, а также во внешней опрятности. Родители должны требовать от детей бережного отношения к учебным пособиям, оборудованию, инструментам. Школьники уже сами могут чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы и вешалки, содержать в порядке свои книги и учебные принадлежности. Эти правила надо постоянно напоминать детям, пока у них не выработаются устойчивые навыки и привычки. Надо следить, чтобы дети не делали в учебниках пометки, чтобы записи в тетради и дневнике были аккуратные. Надо внушать детям, что аккуратный человек успешнее справится со своими обязанностями, из его рук выйдут добротные вещи, с таким человеком приятно окружающим, от него веет чистотой и опрятностью. Внимание бывает непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание привлекается к каким-либо предметам или явлениям само по себе, независимо от усилий с нашей стороны. Обычно это что-то яркое, необычное, интересное. Но для того чтобы сделать намеченное дело, достичь поставленной цели, приходится заставлять себя быть внимательным, проявлять усилие воли. Это произвольное внимание. Учение — важнейший способ тренировки и развития произвольного внимания у детей. Младшим детям и подросткам свойственны неустойчивость интересов, импульсивность поступков, склонность отвлекаться и уходить от важных, но малоувлекательных дел. Лишь в юношеском возрасте, когда определяются интересы и стремления, накапливается опыт сосредоточенной работы, произвольное внимание достигает высокого уровня. Важная задача родителей – учить ребёнка быть внимательным. Внимание можно тренировать в игре, в выполнении обязанностей по дому, в соблюдении режима дня, в совместных занятиях детей и родителей: прогулках на природе, уходе за животными и растениями, при обсуждении книг и телепередач. Родители должны во всех этих делах побуждать ребёнка отвечать на вопросы: что? где? когда? сколько? Что запомнилось в передаче, кино, книге? Воля — это ценнейшее качество, которое ведёт человека к поставленной цели, даёт силы для преодоления трудностей на своём пути. Волевой человек умеет управлять своими поступками, отказываться от чего-то, делать то, что нужно, даже если ему этого не хочется. Люди не рождаются с сильной волей, она вырабатывается воспитанием. К. Д. Ушинский, великий русский педагог, говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от постоянно усиливающейся деятельности… Не давая им упражнения, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю». Нельзя всё разрешать, но и нельзя всё запрещать. Постоянные одёргивания, запреты могут воспитать безволие. В школе ребёнок попадает в коллектив, и здесь он должен соблюдать правила, выполнять различные роли, осознавать, что такое «я» и «мы». Это тоже служит воспитанию воли, умению жить среди людей. Самообслуживание и труд по дому также тренируют волю. Ребёнку приходится принимать самостоятельные решения, преодолевать разные затруднения — и на каждом шагу одерживать победу над собой, пренебрегать соблазнами, поступать не так, как хочется, а так, как необходимо. Память — это уникальная способность человеческого мозга накапливать огромное количество впечатлений, сведений, знаний. Всё случайное и ненужное забывается, иначе бы память была сильно перегружена. Но и важные сведения могут забываться, если не тренировать память. Память не дана человеку от рождения готовой и совершенной, она вместе с ним растёт и развивается. Развивать память ребёнка – очень важная задача родителей. Иногда родители удивляются, почему их ребёнок, став школьником, плохо запоминает и быстро забывает. А дело здесь в том, что с ранних лет он не приучен напрягать свою память. Ещё до школы надо тренировать детей пересказывать сказки и детские книжки, учить стихи и песенки, запоминать правила игры, приёмы выполнения той или другой работы, то есть развивать у них произвольную память. Например: ребёнка просят рассказать сказку, прослушанную по радио или прочитанную в книге. Чтобы он не упустил главного, ему советуют сначала рассказать о добрых героях сказки, затем — о злых, и наконец, о том, как добрые одержали победу над злыми. Из многих героев сказки он выбирает тех, которые подходят к одной группе и к другой. Он учится таким образом сопоставлять сходные явления, находить общие черты, видеть различие. Запомнить — это прежде всего понять смысл, сущность и последовательность событий. Запомнить — это закрепить понятое с помощью упражнений и повторений. Для того чтобы хорошо запомнить формулу, надо решить много задач, сделать множество вычислений. Чтобы воспроизвести текст стихотворения, надо заучивать его по частям, а затем несколько раз повторять его в целом. Детям часто кажется, что они запомнили урок сразу и что учить его не надо. У таких детей нет усидчивости, они не приучены напрягать свою память. У некоторых детей есть представление, что заучивание — это зубрёжка. На самом деле зубрёжка — это чисто механическая работа памяти, которая даёт непрочное запоминание, так же как и схватывание «на лету», не подкреплённое дальнейшей работой. От семьи во многом зависит, научится ли ребёнок думать и осмысливать всё то, что он приобрёл на уроке, из книг и собственных впечатлений. Это тесно связано с терпением, усидчивостью и внимательностью. Дома надо побуждать учащихся применять свои знания. Например, знания по биологии — при уходе за растениями и животными; по физике — при починке электроприборов; по математике — при различных расчётах на приобретение необходимого в магазине. Старшеклассники выбирают будущую профессию. Это приводит их к осознанной работе по запоминанию нужного материала для поступления в различные средние и высшие учебные заведения. Если у них развита память, они делают это успешно. При выполнении домашних заданий в некоторых семьях большую часть работы родители берут на себя. Они стараются оградить сына или дочь от напряжения сил и от переживаний. Детям это приносит большой вред, задерживает их развитие. Огромный вред наносят родители, покупая различные «решебники» с домашними заданиями по математике, физике и химии, с готовыми сочинениями по литературе. Выполнение домашних заданий — это серьёзный труд души: памяти, воли, внимания, — и ребёнок должен через это пройти сам, хотя и с помощью родителей. В чём она может заключаться? 1) В организации рабочего места. 2) В соблюдении режима дня школьника. 3) В советах, как правильно учить уроки. Например: а) Не следует подряд выполнять все устные задания, а затем — все письменные. Или: сначала — все лёгкие, а затем — все трудные; занятия надо чередовать. б) Начинать с изучения правила, закона, теоремы, а затем уже писать упражнение или решать задачу. в) Через каждые 30-40 минут делать перерывы на 5-10 минут. г) Не надо сразу после школы браться за уроки. Сначала надо пообедать, погулять на свежем воздухе, развлечься, отдохнуть. д) Трудные задания надо ещё раз повторить перед школой. е) Садиться за уроки надо в одно и то же время и не отвлекаться. Если эти правила соблюдать регулярно, ученик привыкнет к обязанности «учить уроки» и в школе будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Дневник ученика — это контрольный документ, где ученик записывает домашние задания, учитель ставит оценки, а родитель должен его ежедневно просматривать и раз в неделю подписывать. Это очень важный документ, это мост между школой и семьёй. Он помогает оценить учебную работу ребёнка дома и в школе. Родитель может увидеть, насколько его сын или дочь дисциплинированны, как они относятся к учителям, товарищам по школе. Но дневник выполняет свою роль только в том случае, если родители в него заглядывают не от случая к случаю, а реагируют вовремя на замечания учителей. В идеале ребёнок сам должен ежедневно показывать родителям свой дневник, а не ждать их просьбы. Как учатся дети? Это одна из главных забот родителей. А учатся они не только на уроках, но и в кружках. Есть в школах кружки по учебным предметам, краеведческие, технические, художественные и спортивные. Кружковая работа проводится также в Домах детского творчества, на станциях юннатов, во Дворцах культуры и в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ). Какой кружок выбрать? Обычно подростки хотят быть во многих кружках, но от такой разбросанности мало пользы. Нормально посещать 2 предметных кружка или 1 кружок и 1 спортивную секцию, а также участвовать в художественной самодеятельности. Важно только, чтобы внеклассные занятия не мешали учению и не отражались на здоровье детей. Когда у подростка есть ярко выраженный интерес, например к математике, технике, искусству, тут выбор кружка ясен. Но чаще всего дети среднего и даже старшего школьного возраста не могут выбрать, чем заниматься в свободное время. Здесь на помощь приходит союз семьи и школы. Учителя могут знать о ребёнке то, чего не знают родители, и наоборот. Вместе они могут подметить интересы и склонности детей и дать продуманный серьёзный совет. Часто бывает так, что занятия в кружке приводят человека к будущей профессии. Неуспеваемость — это недостаточное усвоение знаний, умений и навыков, отставание в учёбе. Знания таких детей отрывочны и бессистемны. Если вовремя не оказать им помощь, то это приведёт к второгодничеству. Иногда неуспевающих детей считают неспособными к учёбе. Но если ребёнок нормален от рождения, то он имеет полную возможность успешно учиться. Отставание в учении, как правило, есть результат неправильного воспитания. Например: а) ребёнок плохо подготовлен к школе; б) не пробужден интерес к учению; в) в семье не созданы условия для нормальных занятий; и т.д. Подготовка к школе не сводится к тому, чтобы обеспечить ребёнка формой и учебниками. Он должен прийти в школу с достаточным запасом знаний и впечатлений об окружающей жизни. Эти знания должны дать ему родители. Это их беседы, обстоятельные ответы на тысячи «почему?», чтение и обсуждение доступных пониманию ребёнка книг, объяснение разных явлений в природе и быту, рассказы о производстве, о труде людей и т.д. Однако, как бы ни был развит и любознателен ребёнок, учение в школе требует волевых усилий и умения трудиться, быть ответственным и организованным. И здесь опять уместно сказать о режиме дня, организации уголка школьника и постоянном контроле за школьными успехами. Если всё же появилось отставание, надо встретиться с учителем, узнать причину и помочь ликвидировать пробелы. Часто неуспевающими становятся из-за лени. Здесь надо воспитывать и убеждением, и наказанием. Надо создать такую обстановку в семье, чтобы ребёнку было стыдно лениться. Постоянный пример родителей — лучшая форма убеждения. Надо видеть и поощрять даже небольшие сдвиги в учёбе в лучшую сторону. Надо реально относиться к способностям своих детей. Одного за «4» по математике надо ругать, так как он может иметь «5», а другому за трудовую «тройку» надо сказать «Молодец!». Ни в коем случае не допускать оскорблений: «Усы уже растут, а простую задачу решить не можешь!» и т.п. Причиной плохой успеваемости может быть одностороннее увлечение какой-нибудь отраслью знаний, непонимание того, что изучать надо все предметы: «Зачем мне учить математику, если я буду музыкантом?» или «Физика — это дело, а без знания о народниках и о Достоевском я проживу!». Задача родителей — доказать детям, что однобокое развитие приводит к узости кругозора, мешает получить хорошее образование и как следствие — мешает найти хорошую работу и устроиться в жизни. Иногда дети плохо учатся потому, что их перегружают различными обязанностями по дому или они пропадают целыми днями в спортивной секции. Задача родителей — упорядочить эти занятия. Полезно использовать и памятки учащимся при подготовке домашних заданий. Например: Памятка №1 Как готовить домашние задания — Ежедневно и тщательно записывай в дневник все домашние задания. — Приучи себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время (если учишься в I смену, то с 16-17 часов, а если во II — то с 8-9 часов). — Готовь уроки всегда в одном и том же месте. — Правильно организуй своё рабочее место, убери всё лишнее со стола, выключи радио и телевизор. — Начинай подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходи к более трудным для тебя и под конец выполняй лёгкие предметы. — Через 30-40 минут занятий делай перерыв для отдыха на 10-15 минут. — Во время подготовки уроков не отвлекайся, к разговорам не прислушивайся. — Пользуйся словарями и справочниками. — После выполнения письменной работы тщательно проверь её. Лучше сначала используй черновик, а потом перепиши на беловик. — Если встретил непонятное слово, не понял задачу, спроси об этом родителей, товарищей, учителя. — Ежедневно повторяй материал прошлых уроков, особенно — правила, формулы, теоремы, законы. — После приготовления уроков отдохни, погуляй на воздухе, помоги в домашнем труде. Есть специальные памятки, которые можно взять у учителей-предметников. Например: «Как решать задачу», «Как учить стихотворение», «Как писать сочинение», «Как работать с текстом по истории, географии» и т.д. Родитель вправе обратиться к учителю за помощью и дополнительными занятиями, если ребёнок пропустил занятия по болезни или ему трудно даётся предмет. Можно попросить помощи у хорошо успевающего ученика, но не в форме «списывания», а получить разъяснение того или иного материала. После лекции учителя на родительском собрании надо организовать беседу с родителями по обмену опытом. Для этого классный руководитель может использовать следующие вопросы: 1) Как вы оборудовали ученику рабочее место? 2) Есть ли там «Режим дня» вашего ребёнка? Как вы следите за его выполнением? 3) Проверяете ли вы выполнение уроков, в какой форме, как часто, в какое время? 4) Делает ли уроки ребёнок сам или только в вашем присутствии? В чём состоит ваша помощь? 5) Как вы поощряете (наказываете) ребёнка за его успеваемость? Как вы оцениваете его способности? 6) Посещают ли ваши дети кружки и секции? Какие? Когда? Что это даёт вашему ребёнку? 7) Как вы следите за внеклассным чтением ученика? 8) Ваш контроль за просмотром телепередач, за играми на компьютере. 9) Какие задачи в учёбе вы ставите своему ребёнку? Как добиваетесь их выполнения? 10) Ваша работа с дневником ученика. 11) В чём состоит ваша связь со школой? 12) Есть ли у вашего ребёнка качества, необходимые для успешной учёбы: воля, прилежание, аккуратность, работоспособность, память, любознательность, настойчивость. Как вы их вырабатываете? 13) Правдивы ли ваши дети? Всегда ли честно говорят о своих учебных делах, об оценках? 14) Какие вопросы воспитания детей вас волнуют? О чём бы вы хотели послушать на родительском собрании? 15) С учителями каких предметов вы бы хотели встретиться на собрании? И т.д. Дети должны по совету родителей и учителей соблюдать следующие «Правила умственного труда». Памятка №2 Правила умственного труда 1) Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха. 2) Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд. 3) Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления. 4) Правильно оборудуйте своё рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям — всему должно быть своё место. 5) Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение — залог хорошей работоспособности. 6) Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры с кошкой или собакой. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер). 7) Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой. 8) Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т.д.). Можно дать учащимся памятку: «Как слушать учителя на уроке». Памятка №3 Как слушать учителя на уроке 1) Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний. Сведения, полученные с помощью одновременно и зрения, и слуха, лучше запоминаются. 2) Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей. Школьник способен мыслить в 4 раза быстрее, чем говорит учитель. 3) Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю. Спрашивать надо скромно, тактично. 4) Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит и лучше помнит. 5) Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано. Полезны для учащихся памятки по НОТ. Памятка №4 Как работать с книгой При чтении текста нужно решить 4 задачи. 1) Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чём или о ком идёт речь. 2) Продумать прочитанное, то есть разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль. 3) Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений. 4) Дать себе отчёт: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приёмам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания? Все эти памятки желательно дать всем родителям, чтобы они могли дома с детьми вести соответствующую работу. Так будет обеспечиваться единство требований семьи и школы.
|