Наш класс
Поиск
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Наши статьи

Пример текста работы на региональную научно-практическую конференцию

Развитие пожарной охраны в России

Актуальность темы

Осенью 2008 года по улице Коммунистической 20 погибли в пожаре люди , по телевизору очень часто показывают горящие дома, горящие леса., поэтому, я считаю эту тему актуальной.


Цель работы: Сбор и систематизация данных о развитии пожарной охраны в России.


Задачи:
  1. Изучить литературные источники о развитии пожарной охраны в России.
  2. Изучить историю династии Фоминых-Елизаровых, работников пожарной охраны.
  3. Провести встречи с членами династии.
  4. Посещения музея пожарной охраны, МЧС.
Мои исследования:
Мой папа Елизаров Олег Витальевич работает водителем пожарной машины. Однажды я узнала, что мой прадедушка Фомин Иван Фомич тоже работал водителем пожарной колесницы.
Меня очень заинтересовала эта тема, я расспрашивала бабушку и дедушку о своем прадедушке, о его работе в пожарной охране. После попросила папу свозить в музей МЧС, где увидела старинную колесницу, старинный пожарный инвентарь, макет первой пожарной машины.
После посещения музея я посетила пожарную часть и познакомилась современной работой пожарных.
Я увидела как облегчился труд пожарных, как много появилось нового, т.е. вместо колесниц современные машины, вместо ведер огнетушители. Теперь используют не только пожарные машины, но и пожарные самолеты и вертолеты, которые помогают справляться с огнем быстрее и эффективнее. Также в работу пожарных входит не только борьба с огнем, но и спасательные работы, т.е. борьба за человеческую жизнь.
Исторические сведения.
С XII по XIX век Москва выгорала частично или полностью около 60 раз. По этому поводу историк В. О. Ключевскиий писал: "...пожары были, так сказать, привычным ежедневным явлением, к которому относились довольно равнодушно; если пожар истреблял сотню или две сотни домов, о нем и не говорили много; только тот пожар считался в Москве большим и оставлял о себе память, который истреблял по крайней мере 7-8 тысяч домов".
Самый страшный пожар в Москве был в сентябре 1812 года, когда в город вторглись войска Наполеона. Длился он трое суток и уничтожил три четверти города. По размерам, это бедствие не имело себе равных в истории.
Опустошительные пожары происходили во Владимире, Суздале, Киеве, Минске, Новгороде, Пскове, Твери, Костроме и других древних городах России. Некоторые из них несколько раз выгорали полностью.
Началом своеобразной организованной борьбы с пожарами были первые государственные противопожарные указы, появившиеся в XV веке в царствование Василия Темного. В них шла речь о том, как обращаться с огнем и при каких условиях им пользоваться: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т. д. Нарушение указов жестоко наказывалось, вплоть до смертной казни.
Определенный шаг вперед пожарное дело получило при Петре I. Он запретил строить в Петербурге деревянные дома. Всем жителям города было предписано чистить печные трубы в своих домах один раз в месяц. За топкой печей следили "объезжие головы".
По приказу Петра I были изданы и разосланы по всей стране планы и рисунки огнестойких крестьянских изб и дворов. Он же написал и издал указ об устройстве печей, уменьшил в Москве количество часовен, так как они были деревянными и от свечей возникало много пожаров.
Меры, проводимые Петром I, несколько улучшили пожарное дело, способствовали в известной мере значительному сокращению числа пожаров в Петербурге и Москве. Был наведен некоторый порядок в организации тушения пожаров.
Первые пожарные команды появились в Москве и Петербурге в 1804 году. Комплектовались они из отставных солдат, не способных воевать на фронте. Однако примитивная техника, отсутствие эффективных средств тушения не позволяли в ряде случаев успешно бороться с огнем. Выезжали пожарные на лошадях, воду возили в бочках и огонь тушили с помощью ручных насосов.
Тем не менее героизм и мужество пожарных не знали границ. Рискуя собственной жизнью, пренебрегая опасностью, они боролись с огнем, спасали людей, попавших в беду.
Немалый ущерб государству и населению приносят пожары. Сложным, но ярким был путь от первого пожарного обоза до современной Государственной противопожарной службы. Овеян он вихрем гражданской войны, лихолетьем Отечественной, трудностями послевоенного строительства и перехода к рыночной экономике. Менялись времена, менялись люди. Только пожарная охрана как в прошлом, так и сегодня по первому зову готова прийти на помощь людям. Ведь недаром в свое время знаменитый русский писатель Владимир Гиляровский подметил: "Каждый пожарный - герой, всю жизнь он на войне, каждую минуту рискует головой". И это не простые слова. Только лишь с начала 80-х годов более 100 наших пожарных за мужество и героизм при тушении пожаров и спасение людей были награждены орденами и медалями. Иные погибли на боевом рубеже при исполнении служебного долга. Честь им и слава, этим людям-солдатам нелегких пожарных будней!
Принято считать, что организационные основы профессиональной противопожарной охраны были заложены на Руси царем Алексеем Михайловичем в 1649 году, С царского благоволения были приняты два документа - «Наказ о градском благочестии» и «Соборное уложение, или Свод законов царя Алексея Михайловича».
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РУСИ ИЗНАЧАЛЬНОЙ
Однако одно из первых упоминаний о мероприятиях в области пожарной безопасности, проводимых на Руси, относится к XI веку, правлению Великого князя Ярослава Мудрого, которые изложены в сборнике законов, известных как «Русская Правда». В сборнике впервые устанавливается наказание за умышленные поджоги: поджигатель и его семья обращались в рабство, а их имущество передавалось в казну. При царствовании Василия II Темного в 1434 году издаются царские указы о пожарной безопасности - как обращаться с огнем, где и при каких условиях им можно пользоваться. В судебнике 1497 года предусматривалась смертная казнь за поджог. Великого князя Московского и Всея Руси Ивана III можно по праву считать основателем пожарной службы. Своим указом он организовал на городских улицах особые заставы - «решетки», которые были первыми подразделениями пожарно-сторожевой охраны. Службу на заставах несли «решеточные приказчики» и привлеченное к ним в помощь городское население, из расчета по одному человеку от каждых десяти дворов. В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи в домах и бани без крайней необходимости, а в темное время зажигать в домах огонь. Ремесленники должны были располагать свои мастерские вдали от жилых построек.
Царь Иван IV Грозный в 1547 году после большого пожара в Москве издал указ, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки с водой. Приблизительно к этому же времени относится появление первых ручных насосов для тушения пожаров, которые назывались тогда «водоливными трубами». В 1571 году было издано полицейское распоряжение, которое запрещало доступ посторонних лиц к месту пожара.
Первым профилактическим мероприятием в области пожарной безопасности была обязательная чистка дымоходов печных труб, которая стала неукоснительной с 1675 года в Москве, а затем в ряде городов России.
ПОЖАРНЫЕ РЕФОРМЫ ПЕТРА I
При Петре Великом реформируется и получает новое развитие противопожарная служба. При строительстве города на Неве учитывались противопожарные требования, определенные в указе от 1710 года «О построении домов в Санкт-Петербурге с соблюдением всевозможных предосторожностей от огня». Угрозы возникновения пожаров в Адмиралтействе обусловили необходимость организации постоянной пожарной команды и создания при Адмиралтействе первого пожарного депо. Своим указом «О неукоснительном прибытии войск на пожары» от 1711 года Петр I законодательно закрепил использование регулярных войск при тушении пожаров, которым выделялись необходимое для борьбы с огнем оборудование и инструменты. Указом от 1718 года впервые создается специализированное противопожарное подразделение для борьбы с пожарами с использованием речных мелкосидящих судов, которые оборудованы брандспойтами. В 1747 году завершается оснащение пожарным инвентарем всех правительственных учреждений Северной столицы. К этому же периоду относится централизация управления пожарной охраной, первым руководителем которой был князь Троекуров.
В СОСТАВЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Важной вехой в развитии противопожарной службы России стал манифест императора Александра I о создании Комитета министров, в состав которого вошел министр внутренних дел. Тем самым в 1802 году было образовано Министерство внутренних дел, на которое, кроме правоохранительных функций, было возложено управление пожарными командами. С этого момента защита от пожаров принимает более масштабный и планомерный характер. Началось создание профессиональных подразделений борьбы с пожарами сначала в Санкт-Петербурге и Москве, а затем и других городах России. При царствовании Николая І в 1832 году были приняты нормативные документы, которые утверждают порядок несения службы в пожарных командах - «Пожарный устав», а также противопожарные нормы и правила при строительстве - «Строительный устав». Количественный состав пожарной службы в зависимости от численности населения определялся «Нормальным табелем состава пожарной части в городах», изданным в 1835 г. В этот же период создаются специализированные пожарные мастерские для обеспечения подразделений пожарной техникой и инструментами. Своим распоряжением в 1873 году император Александр II прекратил формирование пожарных подразделений личным составом регулярных войск и определил их комплектование на основе вольнонаемных людей. С этого момента противопожарные подразделения в городах России становятся полностью профессиональными. Одновременно с формированием профессиональных пожарных подразделений началось создание добровольных пожарных обществ, которые объединились в 1892 году в Российское пожарное общество.
СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Начало советского периода развития пожарного дела определил декрет СНК «Об организации государственных мер борьбы с огнем» от 1918 года, которым была создана Государственная пожарная охрана Советской России. Основные положения декрета устанавливали государственный статус противопожарной службы, закладывали комплексный научный подход к ее организации, управлению, техническому обеспечению. Планомерная реализация положений декрета и сопутствующих ему противопожарных нормативных документов на долгие годы определила стратегию развития противопожарной службы страны. Были созданы службы Государственного пожарного надзора, образован научно-исследовательский институт противопожарной обороны, организовано производство необходимой техники и пожарного инвентаря, заложены основы подготовки профессиональных кадров для Государственной противопожарной службы. Все это было сделано в годы разрухи и трудные предвоенные. В годы Великой Отечественной войны пожарная служба страны с честью выполнила свой долг. Пожарные службы Москвы и блокадного Ленинграда были награждены орденом Ленина. Личный состав пожарной охраны военного периода наряду с летчиками, танкистами, саперами, разведчиками внес свой вклад в книгу мужества, героизма, стойкости и самоотверженности.
СОВРЕМЕННЫЕ РЕФОРМЫ
Современный этап реформирования ГПС России определен Указом Президента Российской Федерации, в соответствии с которым Государственная противопожарная служба с 2002 года передается из МВД России в МЧС России. Какие цели преследует столь важный управленческий шаг, какое значение он будет иметь как для сотрудников ГПС и МЧС России, так и для населения? Какие задачи будет решать новая служба на основе ГПС в организационной структуре МЧС России, как скажутся все изменения на полноте и качестве решаемых задач?
Эти и другие проблемные вопросы реформирования Государственной противопожарной службы обсуждались на совещании «О создании Государственной пожарно-спасательной службы» (ГПСС), проходившем в апреле т.г. На совещании выступали руководители центрального аппарата ГПС и МЧС России, ведущие ученые и практические специалисты научно-исследовательских и учебных заведений ГПС, МЧС России.
СОЗДАНИЕ ГПСС: ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА
Начальник Академии ГПС генерал-майор внутренней службы Е.А. Мешалкин подчеркнул, что изменение ведомственной принадлежности ГПС и соответствующие структурные преобразования носят объективный характер и связаны с обеспечением безопасности в новых экономических и социальных условиях, которые характеризуются значительным ростом различных видов опасности. В большинстве развитых стран, таких как США, Германия, Франция, Япония, проблема борьбы с новыми видами опасностей нашла решение в расширении функций пожарной охраны, которая при сохранении своего исторического названия превратилась в многофункциональную аварийно-спасательную службу. Имеется и отечественный опыт использования ГПС при ликвидации чрезвычайных ситуаций. К примеру, в 1993 году во время наводнения в Свердловской области личный состав пожарных частей спас 269 человек. Изменение функций ГПСС должно сложиться наиболее естественным образом - путем объединения функций ГПС и МЧС. В этот перечень функций прежде всего должны быть включены функции спасения населения в различных чрезвычайных ситуациях. Аналогичную позицию по функциям и структуре создаваемой ГПСС занимает начальник ФГУ ВНИИ противопожарной обороны генерал-майор внутренней службы, доктор технических наук Н.П. Копылов, указывая, что по сути функции и задачи, определенные для спасателей и пожарных, являются однородными. Основной приоритет отдается спасению жизней и сохранению здоровья людей. И задача создания единой пожарно-спасательной службы носит не философский или идеологический характер, а имеет чисто техническую направленность. Проведенный во ВНИ-ИПО анализ деятельности служб пожарной охраны 22 стран показал, что в большинстве стран мира пожарная охрана, помимо тушения пожаров и проведения пожарно-профилактической работы, выполняет ряд функций по проведению аварийно-спасательных работ при катастрофах и авариях техногенного, а также природного характера. Подробно на структурных построениях Государственной пожарно-спасательной службы остановился заместитель министра МЧС России Е.А. Серебренников, считающий, что Служба должна быть построена по принципу двухуровневой системы реагирования, где федеральный уровень сил ГПСС будет представлен центральным аппаратом ГПСС и силами центрального подчинения, а территориальный - местными органами управления ГПСС и силами территориального подчинения. Для непосредственного управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций на базе органов управления ГПСС могут и должны создаваться нештатные органы управления - оперативные штабы и группы. Система сил ГПСС должна быть составлена из следующих функциональных систем: ГПС; вневойсковые формирования гражданской обороны; поисково-спасательные службы; авиация. Организационное формирование ГПСС на федеральном и региональном уровне должно осуществляться на основе сети уже созданных подразделений и органов управления, входящих в МЧС служб и формирований, таких как ГПС, поисково-спасательная служба (ППС), войсковые формирования ГО. На территориальном уровне на сегодняшний день отсутствует развитая инфраструктура таких подсистем МЧС, как ППС и войсковые формирования ГО. Поэтому организационное формирование ГПСС на территориальном уровне целесообразно строить на основе развитой инфраструктуры ГПС.
наличие в боевых расчетах техники, выработавшей установленные сроки эксплуатации, достигли значительного уровня. Уровень оснащенности составляет: основные пожарные автомобили -89,1%, специальные пожарные автомобили -62,4%, оперативно-служебный транспорт -79,4%. При существующем объеме финансирования к 2010 году 88% парка основных пожарных автомобилей израсходуют нормативный ресурс и будут неработоспособными. Из-за невозможности обновления в подразделениях ГПС содержится около 50% автотранспортной техники, выслужившей свой срок эксплуатации и подлежащей списанию. Фактически критический уровень укомплектованности подразделений ГПС техническими средствами (25% и менее), возможно, будет достигнут уже в 2005 году. Еще более удручающее положение складывается по техническому обеспечению подразделений ГПС средствами связи. Более 75% их физически и морально устарели. Уровень оснащенности мобильными радиостанциями в 41,6% можно считать высоким по сравнению с 14,6% оснащенности многоканальной звукозаписывающей аппаратурой.
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
Необходимость координации совместных действий всех муниципальных служб при возникновении чрезвычайных ситуаций и происшествий явилась причиной создания единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) в городах Российской Федерации. В США и Канаде, а также в странах Западной Европы уже давно используются единые телефонные номера для обращения граждан к службам экстренного реагирования. Проблемы функционирования ЕДДС и дальнейшего ее развития на основе интеграции с Центром управления силами (ЦУС) ГПС были изложены в докладах начальника НИИ ГОЧС М.А. Шахраманьяна и начальника ВНИИПО Н.П. Копылова. Особенностью Единой дежурно-диспетчерской службы является наличие в ее структуре наряду с оперативной дежурной сменой диспетчерской службы, предназначенной для приема от населения сообщений о чрезвычайных ситуациях и организации их оперативного доведения до служб топливно-энергетического, жилищно-коммунального хозяйства, контроля за окружающей средой и др. Что касается системы ЦУС ГПС, то было подчеркнуто, что это мощная десятилетиями отработанная организация управления противопожарными силами, которая также является эффективной информационной линией связи с населением о происшествиях (причем не только о пожарах) по телефонному номеру «01». ЕДДС и ЦУС ГПС, в сущности, выполняют одинаковые функции, обеспечивая взаимодействие населения со службами ликвидации чрезвычайных обстоятельств и происшествий, имеют близкие по содержанию базы данных, объединенные автоматизированными системами. Естественно, что актуальность и важность задачи интеграции дежурно-диспетчерских служб не вызывает сомнений. Однако для этого необходимо решить ряд проблем.
Основные проблемы при интеграции Центра управления силами ГПС в Единую дежурно-диспетчерскую службу связаны с организационными и техническими вопросами. Организационные обусловлены существующими различиями схем диспетчирования в службах жизнеобеспечения (скорой помощи, газовой службы, водоканала и т.п.) и центрах управления силами ГПС - службы «01». Количество линий и штат диспетчеров рассчитаны для нужд только противопожарной службы. Трудности взаимодействия обусловлены также территориальной разобщенностью, что потребует выделения дополнительных каналов связи и передачи данных. Технические проблемы связаны и с недостаточной пропускной способностью существующего телефонного номера «01» и необходимостью замены морально и физически устаревшей аппаратуры связи, используемой на ЦУС. Решение этих вопросов не терпит отлагательства.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
Как было сформулировано ранее, создание ГПСС МЧС России способствует устранению межведомственной разобщенности при проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, что, в свою очередь, должно способствовать укреплению сил немедленного реагирования, улучшению их управляемости. Одним из направлений обеспечения организационной и функциональной целостности является единая система подготовки кадров для МЧС России. Вопросам формирования кадрового потенциала для ГПСС посвятил свое выступление начальник Академии гражданской защиты генерал-полковник В.И. Сычев. В частности, была обозначена проблема, связанная с тем, что кадровый потенциал ГПСС состоит из двух составляющих - тех, кто проходил службу в составе ГПС МВД России, и тех, кто работал в структуре МЧС России. Это различие обусловлено не только особенностями профессиональной деятельности, но и различным менталитетом сотрудников ГПС и МЧС. Проблему можно решить за счет единого подхода к системе подготовки и переподготовки кадров. Имеется хорошая научно-педагогическая база - Академия государственной противопожарной службы и Академия гражданской защиты. Именно на них должно быть возложено формирование у специалистов ГПСС, воспринимающих структуру - ГПСС в новом качестве и закладывающих традиции объединенной службы, нового сознания. С этой целью должны пересматриваться, дополняться, уточняться тематические планы и программы учебных учреждений, создаваться единая полевая база для подготовки пожарных и спасателей.
ПАРАМЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ
Необходимость оснащения подразделений ГПСС соответствующим медицинским имуществом и включение в их состав парамедиков, т.е. пожарных или спасателей, прошедших специальную медицинскую подготовку, позволит значительно повысить эффективность спасательных работ. Давно установлено, что для сохранения жизни пораженным на пожаре или в условиях чрезвычайных ситуаций доминирующим моментом становятся сроки оказания первой медицинской помощи. Именно на этом аспекте акцентировали внимание начальник кафедры медико-биологической защиты полковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, доцент, заслуженный врач РФ П.В. Аветисов и профессор той же кафедры, доктор медицинских наук А.И. Лобанов. Они подчеркнули, что практический опыт свидетельствует о том, что если первая медицинская помощь при тяжелых повреждениях была оказана через 1 час после получения травмы, то погибает 30 % пораженных, если через 3 часа, то уже 60%. При отсутствии первой медицинской помощи в течение б часов погибает более 90% пораженных. Медики считают, что время для оказания первой медицинской помощи не должно превышать 30 минут. Если принять во внимание, что оперативное реагирование подразделений ГПС МВД России нормативно, да и на практике значительно ниже времени реагирования других служб жизнеобеспечения и не превышает в среднем 8 минут до прибытия первого расчета на место происшествия в городах и 18 минут в сельской местности, то именно в состав создаваемых подразделений ГПСС необходимо включать парамедиков. По мнению П.В. Аветисова и А.И. Лобанова, единая ГПСС, с медицинской точки зрения, будет представлять «скорую медицинскую помощь в касках», способную, кроме оказания медицинской помощи, тушить пожары, деблокировать и извлекать пораженных из-под завалов, из деформированных транспортных средств и других труднодоступных мест, осуществлять щадящую эвакуацию пораженных.
ИТОГИ
Таким образом, даже краткий обзор вопросов, обсужденных на совещании специалистами и руководителями различных служб ГПС и МЧС России, показывает, что:
- создание единой структуры ГПСС является обоснованным и целесообразным, позволяющим быстро и оптимально использовать силы и средства для защиты и спасения гражданского населения в чрезвычайных обстоятельствах и происшествиях;
- техническое дооснащение ГПСС и доукомплектование их штатной численности парамедиками позволит значительно сократить время оказания первой медицинской помощи и расширить ее объем, тем самым снизить количество смертельных исходов пораженного и травмированного населения при чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
- введение единой дежурно-диспетчерской службы и единого телефонного номера для всей системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации значительно повысит время реагирования при расширении круга аварийно-спасательных работ;
- итогом проводимых мероприятий станет совершенствование системы переподготовки и подготовки специалистов в единой ГПСС с целью повышения качества и расширения функциональных возможностей практических подразделений при тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных и других видов неотложных работ


Вывод:
Современная пожарная охрана стала намного мобильнее, она оснащена мощной современной техникой. Наши пожарные более грамотные, лучше обученные.Среди населения проводятся учения, мы в школе на уроках ОБЖ учимся правильно вести себя в случае возникновения пожара и других чрезвычайных обстоятельствах. За год проводятся несколько раз учебные пожарные тревоги.Представители пожарной охраны проверяют состояние жилых зданий, различных учреждений. В каждом учреждении устанавливают пожарную сигнализацию. Всё это конечно уменьшает количество пожаров и число жертв пострадавших от них. Но тема развития пожарной охраны остается актуальной, так как продолжают гореть леса, жилые дома, учереждения и гибнут в пожарах люди


Ресурсы:
Статья История пожарной техники. Век ХХ.
Статья История пожарного дела в России
Пожарная охрана до 1917 года
История пожарной охраны
Статья Государственная противопожарная служба при МЧС. Задачи пожарной охраны. Общие сведения
Категория: Наши статьи | Добавил: NVKuprieva (22.10.2010)
Просмотров: 2830 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Сайт учителя начальных классов средней школы №19 г. Новочебоксарска Куприевой Нины Васильевны
Copyright Наш класс © 2010-2024 | Хостинг от uCoz | Оформление: Alex