Наш класс
Поиск
Меню сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Для учеников

Презентация «Основа слова и окончание»
12.01.2013, 13:16:29

Основа слова и окончание

Цели урока: дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове; сделать вывод, что основа слова – неизменяемая часть слова; работать над составом слова.

Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность.

Необходимое оборудование и материалы:

  • учебник для 3 класса «Русский язык» (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина);
  • мультимедийный проектор, презентация в слайдах (Презентация .ppt);
  • карточки с заданием для самостоятельной работы.

Ход урока

Этапы и содержание урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.
– Прочитайте девиз урока (на доске):
«Делу время, потехе час».
– Как понимаете слова?
– Вы готовы к работе на уроке?
– Тогда за работу!

Актуализация знаний

Цель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока; изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата.

1. Словарная работа
– Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они.

Слайд 3.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
– Что вы знаете о снегирях?
– Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.
– Как запишите слово снегирь?

Слайд 4.

Снегирь
– Можно ли проверить написание?
– Назовите орфограммы?
– Определите корень слова.
– Что знаете о корне?
– Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова).
– Как правильно подобрать однокоренные слова?
– Подберите. (Варианты детей).
– В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова:
Снегирь
- ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем. вьюрковых с красной грудью (у самцов). Красногрудые снегири. За окном свистят снегири.
Снегириный
см. Снегирь.
Снегириха
- и; ж. Разг. Самка снегиря.
– В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова.
– Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята).
– Какой же корень в этом слове? (В слове "снегирь" корень снегир-).
– Какие ещё части слова мы уже изучили? (Приставка, суффикс).
– Для чего служат приставка и корень? (Приставка и корень служат для образования новых слов).
– Что мы повторили? Для чего мы это делали?

2. Пробное действие

На экране текст, у каждой пары карточки с данным текстом. (Работа в парах с комментированием.)

Слайд 5.

Снегири.

(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.
– Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст).
– Назовите однокоренные слова, выделите корень.
– Что изменилось в словах?
– Менялся ли при этом смысл слов?
– Прочитайте полученные предложения.
– Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей).

3. Выявление места и причины затруднения

Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения.
– Какое задание надо было выполнить?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться...).
– Сформулируйте тему урока.
– Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-).
– В какой части слова происходят изменения? (В окончании).
– Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить).

4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств построения нового знания.
– С какой частью речи мы работали?
– Определите цель и тему урока.
– С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник).

5. Реализация построения проекта

Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение; организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
– Откройте учебник, на стр.121 прочитайте название раздела. (Части слова и окончание).
– Над чем задумался Афанасий? (Что такое окончание и основа).

Работа в группах.
– Прочитайте правила на стр. 122, 123 и составьте опорную схему, следуя алгоритму.

Слайд 6.

Ответить на вопросы:

Изменяемая или не изменяемая часть слова

Чтобы найти...

3нак

Защита опорных схем в группах.
– Что вы можете сказать про окончание?
– Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Для чего служит окончание?
– Вернёмся к нашим словам и выделим окончание.

Слайд 7.
– Что такое основа? Как найти основу?

Слайд 8.
– Выделите в словах основу.
– Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу?

Физминутка для глаз

Проследите глазами за полётом снегиря.

Слайд 9.

6. Первичное закрепление знаний

Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий.

Работа с учебником.

Работа выполняется в тетради.

Упр.175 стр. 121
– Прочитайте слова в начальной форме. Составьте и запишите предложения из слов каждой группы.
– Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях. Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении?
– Выделите окончание и основу в словах.

Проверка. Слайд 10.

Звучит нежная мелодия вальс.

Она пробуждает в душе светлые чувства.
– Теперь вы сможете находить основу слова и окончание?

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ.
– Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно.

Задание на карточках.

Измени слово снегирь, используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу.

Слайд 11.
– Проверьте свою работу.

  • про снегиря
  • к снегирю
  • со снегирём
  • о снегире
– Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения – “-”.
– У кого остались затруднения? Что осталось непонятным?
– Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
– Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?
– Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
– Как найти в слове окончание? Что такое основа слова?

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание.
– Какую цель мы ставили?
– Достигли цели?
– К какому выводу пришли?
– Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе?
– Над чем еще надо поработать?
– У кого не было затруднений по новой теме?
– Как оцениваете свою работу на уроке?

Слайд 12.
– Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу.

Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим.

Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь.

Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке.

(Дети показывают смайлики-оценки).

Слайд 13.

Домашнее задание: изменить слова синица и воробей с помощью окончаний. Выделить в словах окончание и основу.

Категория: Для учеников | Добавил: Alex
Просмотров: 4937 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Сайт учителя начальных классов средней школы №19 г. Новочебоксарска Куприевой Нины Васильевны
Copyright Наш класс © 2010-2017 | Хостинг от uCoz | Оформление: Alex