Основа слова и окончаниеЦели урока: дать понятие об окончании как части слова и его своеобразии по сравнению с приставкой и суффиксом; познакомить с понятием “основа слова”; учить выделять окончание в слове; сделать вывод, что основа слова – неизменяемая часть слова; работать над составом слова. Задачи урока: создать условия для формирования комплекса УУД; способствовать развитию аналитического мышления, умения сравнивать, выделять существенные признаки, обобщать, делать выводы; воспитывать интерес к работе с информацией, организованность в работе, самостоятельность. Необходимое оборудование и материалы: - учебник для 3 класса «Русский язык» (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина);
- мультимедийный проектор, презентация в слайдах (Презентация .ppt);
- карточки с заданием для самостоятельной работы.
Ход урокаЭтапы и содержание урокаМотивация к учебной деятельностиЦель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством связи с окружающим миром; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности. – Прочитайте девиз урока (на доске): «Делу время, потехе час». – Как понимаете слова? – Вы готовы к работе на уроке? – Тогда за работу! Актуализация знанийЦель: активизировать имеющиеся знания о составе слова и однокоренных словах; установить тематические рамки урока; изучение нового о частях слова; активизировать мыслительные операции; мотивировать учащихся к выполнению пробного действия; организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании полученного результата. 1. Словарная работа – Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите кто они. Слайд 3. Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это ... (Снегири) – Что вы знаете о снегирях? – Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово) образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря. – Как запишите слово снегирь? Слайд 4. Снегирь – Можно ли проверить написание? – Назовите орфограммы? – Определите корень слова. – Что знаете о корне? – Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова). – Как правильно подобрать однокоренные слова? – Подберите. (Варианты детей). – В современном толковом словаре под ред. С. А. Кузнецова: Снегирь - ям; м. Небольшая лесная певчая птица сем. вьюрковых с красной грудью (у самцов). Красногрудые снегири. За окном свистят снегири. Снегириный см. Снегирь. Снегириха - и; ж. Разг. Самка снегиря. – В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но исторически это были однокоренные слова. – Теперь вы можете назвать однокоренные слова к слову снегирь? (Снегириный, снегириха, снегирята). – Какой же корень в этом слове? (В слове "снегирь" корень снегир-). – Какие ещё части слова мы уже изучили? (Приставка, суффикс). – Для чего служат приставка и корень? (Приставка и корень служат для образования новых слов). – Что мы повторили? Для чего мы это делали? 2. Пробное действие На экране текст, у каждой пары карточки с данным текстом. (Работа в парах с комментированием.) Слайд 5. Снегири. (Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне. – Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст). – Назовите однокоренные слова, выделите корень. – Что изменилось в словах? – Менялся ли при этом смысл слов? – Прочитайте полученные предложения. – Как вы думаете, какая часть слова была пропущена? (Варианты детей). 3. Выявление места и причины затруднения Цель: создать условия для проведения учащимися анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися причины затруднения. – Какое задание надо было выполнить? – Что вызвало затруднение? Почему? – Значит чему нам надо научиться? Поставьте перед собой цель. (Узнать, научиться...). – Сформулируйте тему урока. – Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир-). – В какой части слова происходят изменения? (В окончании). – Что вы знаете про окончание? В чём причина затруднения? (Не всё можем объяснить). 4. Построение проекта выхода из затруднения Цель: создать условия для проведения учащимися конкретной цели будущих учебных действий; согласовать тему урока; организовать выбор учащимися средств построения нового знания. – С какой частью речи мы работали? – Определите цель и тему урока. – С чего начнём? Что нам может помочь? (Учебник). 5. Реализация построения проекта Цель: организовать построение новой схемы на основе задания, вызвавшего затруднение; организовать фиксацию нового способа действий в речи и с помощью схемы зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. – Откройте учебник, на стр.121 прочитайте название раздела. (Части слова и окончание). – Над чем задумался Афанасий? (Что такое окончание и основа). Работа в группах. – Прочитайте правила на стр. 122, 123 и составьте опорную схему, следуя алгоритму. Слайд 6. Ответить на вопросы: Изменяемая или не изменяемая часть слова Чтобы найти... 3нак Защита опорных схем в группах. – Что вы можете сказать про окончание? – Как вы думаете, почему окончание получило такое название? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? – Для чего служит окончание? – Вернёмся к нашим словам и выделим окончание. Слайд 7. – Что такое основа? Как найти основу? Слайд 8. – Выделите в словах основу. – Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу? Физминутка для глаз Проследите глазами за полётом снегиря. Слайд 9. 6. Первичное закрепление знаний Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного способа действий. Работа с учебником. Работа выполняется в тетради. Упр.175 стр. 121 – Прочитайте слова в начальной форме. Составьте и запишите предложения из слов каждой группы. – Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях. Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении? – Выделите окончание и основу в словах. Проверка. Слайд 10. Звучит нежная мелодия вальс. Она пробуждает в душе светлые чувства. – Теперь вы сможете находить основу слова и окончание? 7. Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий; организовать самопроверку работ. – Ребята, вы сегодня работали в группах и в парах, а сейчас поработайте самостоятельно. Задание на карточках. Измени слово снегирь, используя предлоги про, к, со, о. Запиши слова, выдели в них окончание и основу. Слайд 11. – Проверьте свою работу. - про снегиря
- к снегирю
- со снегирём
- о снегире
– Если нет ошибок, поставьте “+”, если возникли затруднения – “-”. – У кого остались затруднения? Что осталось непонятным? – Это одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать? – Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? – Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? – Как найти в слове окончание? Что такое основа слова?8. Рефлексия учебной деятельности Цель: организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности; создать условия для фиксации учащимися в речи нового способа действий, изученного на уроке; организовать фиксацию затруднений, которые остались и способов их преодоления; организовать самооценку собственной учебной деятельности на уроке; согласовать домашнее задание. – Какую цель мы ставили? – Достигли цели? – К какому выводу пришли? – Какие ошибки были допущены в самостоятельной работе? – Над чем еще надо поработать? – У кого не было затруднений по новой теме? – Как оцениваете свою работу на уроке? Слайд 12. – Ребята, у вас на парте лежат смайлики, оцените свою работу. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить выделять окончание и основу слова, и помочь другим. Вы считаете, что на уроке работали хорошо, вы научились выделять окончание в словах и основу, но иногда вам ещё нужна помощь. Вы считаете, что могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке. (Дети показывают смайлики-оценки). Слайд 13. Домашнее задание: изменить слова синица и воробей с помощью окончаний. Выделить в словах окончание и основу.
|